Это грустно: на современных системах запустить игру весьма проблематично: сперва будет мешать StarForce; даже если обойти его no-cd заменой экзешника, то при запуске выдаёт окно ошибки - Unknown Error. Либо у вас найдётся вторая ОС на ПК, либо выручит виртуальная машина с эмуляцией ХР (или второй компьютер с ХР).
В первую очередь Ночной дозор - удачная игра "по мотивам". В ней есть знакомые по книгам элементы, внешность образов позаимствована у актёров фильма. В то же время Ночной дозор предлагает свою историю и даёт попробовать те или иные пути развития и прохождения. Нету нелинейности, но зато есть выбор тактических манёвров для выполнения задания, плюс некоторые уровни имеют ряд секретов, которые будет приятно отыскивать (и не с первого раза). Таким образом разработчиками достигается главная цель - предоставить возможность любителям Иных соприкоснуться с Сумраком и знакомыми элементами мира, в котором за противостоянием Светлых и Тёмных следит Инквизиция.
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
По доброй ниваловской традиции главное меню игры анимировано и позволяет оценить уровень настройки графики и производительности игры на месте.
Диспозиция следующая: некто Стас пытается добыть денег для лечения матери и эти искания заработка как-то доводят его до того, что игрок застает парня где-то на крыше одного из московских жилых домов со снайперской винтовкой. Впрочем, решимости спустить курок ему в последний момент не достаёт и моментально появляются наниматели отчитать "шестёрку". Тут-то на выручку Стасу придёт знакомая по книгам и фильмам Ольга. Раскидав бандитов - конечно же не простых, а тёмных Иных - она примется учить Стаса уму-разуму: яблочко, мол, заряженное Светом лечит, а теперь подумай кем хочешь стать - перевёртышем, магом или чародеем. И далее закрутится история становления стажера Светлых Иных вместе с более опытными товарищами - в частности подсобит Тигрёнок - и придёт сюжет к интриге вокруг некоего секрета, обладание которым создает (как обычно) риск нарушения баланса Света и Тьмы. События летят быстро: в силу формата игры и её условностей, обучение Стаса будет проходить на лету и по ходу разыгрываемых событий, что, конечно, не очень хорошо укладывается не только по книжным правилам обучения Иных, но и по банальному здравому смыслу. Перевёртыш
Игра может понравится диалогами, сдобренными иронией. Справедливости ради стоит признать - порой уровень язвительности зашкаливает и игру впору было бы полностью комедийной тогда сделать. Далее в плюсах - московские достопримечательности и декорации в своём виртуальном воплощении.
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
У вестибюля метро "ВДНХ" удобно держать оборону
В частности в список локаций входят:
Станция метро "Полежаевская"
Один из парков (без точного указания)
Где-то на дорогах Москвы рядом с постом ГАИ
Типичный дворик: детская площадка, гаражи
Хм... канализация
Вновь на улицах Москвы: маршрутка, остановка, магазинчик прилагаются
У входа на станцию "ВДНХ (ВВЦ)"
Виртуальная реальность - 1944 год (и такое тут есть, ага)
Некий подмосковный лесок
Чистые пруды - напротив памятника Грибоедову
Верхушка Останкинской телебашни
Всё это на фоне зимы и киосков с ларьками, украшенными перемигивающимися гирляндами, что здорово подходит для прохождения в зимние каникулы и способствует атмосфере праздника, Нового года.
Сама игра являет собой пример сильно облегченной тактики: главное разумно пользоваться подходящими навыками либо заклинаниями команды, поддерживать нужный ход битвы артефактами и немного маневрировать. Бои проходят в пошаговом режиме, на всё тратятся очки действия. Уход в Сумрак здесь является неплохой тактической находкой: с одной стороны там все получают бонус к уровню, очкам действия и силе навыков, в то же время постепенно теряется энергия (мана), которую стоит подпитывать волшебными шоколадками либо похищением энергии врага. Ещё один способ - передача энергии дружественным персонажем с помощью соответствующего навыка Передача энергии. В конечном итоге Сумрак начнёт высасывать жизни, если кончилась энергия, и придётся выныривать обратно в наш мир, откуда на Сумрак повлиять не удастся. Таким образом один из залогов быстрой победы - скорее истощить энергию противника и вынудить его покинуть Сумрак и далее безнаказанно добивать.
Рост навыков идёт по мере их использования, а энергия быстро восстанавливается вне боя в реальном времени. Отсюда следует: зачистив уровень, можно не переходить сразу дальше по сюжету и поколдовать, чтобы натренировать умения команды.
На заметку: кое-где знаменитая Silent storm'овская разрушаемость может сыграть злую шутку: так однажды я отбросил тушку Тёмного-гопника атакой Тигрёнка, его рэгдолл-кукла по заветам ньютоновской физики влетела в распахнутые двери подъезда и начисто разнесла лестничный пролёт. По окончанию битвы я не смог попасть на нужный этаж, где меня дожидался скриптовый маркер. Поэтому пришлось переигрывать уровень, к моему сожалению. Так что, тренируя владение Огненным шаром, не снесите случайно что-то важное.
Все локации завалены всевозможными предметами. Хотя здесь нет магазинов и денег, вещички пригодятся как основа для их превращения чародеями во всевозможные амулеты: яблоки и шоколадки превращаются в лечилки здоровья и зарядки нашего запаса энергии. Люминесцентные лампы станут мощным, хотя и ограниченного пользования, оружием ближнего боя. Фонарики - хорошее оружие дальнего действия, требуют в свою очередь кристаллы Света, получаемые из кусочков хрусталя.
Немного позднее вышло расширенное издание игры - Ночной Дозор: Специальная версия. Это не только обновление игры, но также добавление выбора уровней сложности и редактора уровней. Правда дал ли этот инструментарий плоды мне неизвестно. Сам в своё время поспешил с покупкой оригинальной версии и переплачивать второй раз не видел смысла, (так этот опыт стал первой ласточкой для меня, возвещающей: спешить покупать игру не стоит - потом выпустят более вкусное и заслуживающее приобретения издание).
Дело дошло и до сиквела - Дневной дозор. Эта игра продолжила сюжет со знакомыми Стасом и Анной.
И что мы имеем? Уже стареющая графика, куцый тактический режим, русская зима, не особенно мрачный Сумрак, заряженные шоколадки, ворох тёмных очков и лотерейных билетов, а каждый уровень может скрывать небольшие секретики и предполагать разные способы прохождения игроком - и по большому счёту этого достаточно для неплохой игры, за которой возможно приятно скоротать пару вечеров. Разумеется при подходящем для неё настроении. Но в настоящее время игра стремительно зарастает быльём, ибо StarForce и новые ОС несовместимы. В качестве бонуса к данному, немного ностальгическому, обзору прилагаю описание нескольких игровых секретов.
Начало игры - крыши. На спуске с лестницы встретим двоих бандитов, после битвы не спешим уходить к маркеру, проходим немного вперёд и находим банку с кровью на краю локации. Станция метро Полежаевская - после грубого отказа вампира пропускать нас, говорим с ним повторно, предлагая отведать кровушки из банки.
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
Выходим из Сумрака и кушаем шоколадку
На дорогах Москвы - нас перехватили братки с вампиром. Несмотря на пошаговый режим игры, автомобили проезжают безо всяких нажатий кнопки "конец хода", таким образом главное столкнуть супостатов на нужную полосу дороги телекинезом или атакой перевёртыша - Отбросить - идём пить чай.
Московский дворик. Герои в сценке разыгрывают целую драму, создавая сумеречный аккумулятор. Тем не менее на прохождение он явно не влияет, однако - стоит пройти западнее, к трансформаторной будке (спрятавшись в Сумраке, чтобы не ввязаться в бой). Далее там дело техники - путь в дом свободен!
Остановка маршрутки. У новоприбывшего Иного Юрика есть с собой банковская карточка (явный пример product placement - встроенной рекламы реального бренда, но преподносимого как часть обстановки игры или фильма). К счастью неподалеку есть магазинчик и банкомат, где и стоит употребить карточку. Но денег тут нет, предложат шоколадки-яблоки, оружие - меч, или поднять уровень одному из партийцев.
Отдельно отмечу перенесенное из книг свойство Сумрака - в нём открыты те двери, которые заперты в обычном мире. Хотя это не всегда выполняется, но даёт стимул для исследований локаций - всякое яблочко может оказаться в будущем залогом победы. Но на уровне у метро ВДНХ надо стараться сразу подбирать вещи, так как по скриптовой сценке герои спешно покинут эту зону.. То же относится к уровню 1944 года (да, как ни странно из виртуальности вещи останутся с нами).
И ещё одна шутка в этом весёлом проекте - запуск игры 1 апреля порадует большеголовыми моделями персонажей.
При написании опирался на память о давних партиях игры, статьи ЛКИ. Проверенные лично в своё время секреты в игре оттуда, и частью из рубрики о кодах и секретах в играх журнала Игромании.